Функциональная грамотность

С сентября 2022 вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что такое функциональная грамотность?

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А.) 

Основные направления формирования функциональной грамотности:

•Математическая грамотность 

•Читательская грамотность 

•Естественнонаучная грамотность 

•Финансовая грамотность

•Глобальные компетенции

•Креативное мышление

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. 

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 

Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. 

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.


1. Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 года № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

4. Письмо Минпросвещения России от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

5. Письмо Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 04 - 238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

6. Приказ МОиН МО от 20.09.2021 № 1313 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Мурманской области на 20201/2022 учебный год»

7. Приказ Управления образования Администрации города Апатиты от 30.09.2021 № 154-9/о «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год»

8. Приказ МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты от 13.10.2022 № 145/1 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год»

9. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты на 2022/2023 учебный год



БАНК ЗАДАНИЙ

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности  на портале Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/loginfg?ysclid=l9oeorqxc6272793004)

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы), разработанный Институтом стратегии развития образования РАО (Банк заданий (instrao.ru))

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)