Педагогам

Цифровая педагогика для начинающих
Вебинары института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета для учителей



Институт педагогики Санкт-Петербургского государственного университета проводит цикл обучающих вебинаров для педагогов. Запись вступительного вебинара и/или текстовые материалы к нему можно посмотреть здесь:

http://teachers.nanograd.academy/digital_pedagogy_101#r_5

Темы вебинара:
Пять оснований качества для цифровой педагогики
Мотивация ученика и не только
Логика изучения нового материала с учетом возможностей дистанционного образования
Цифровая педагогика для учителя. Выбор собственной стратегии в море возможностей
Новые образовательные возможности цифровой эпохи. Обзор возможностей партнеров СПбГУ
Хорошее время читать, или Новые волонтерские практики
Мы — вместе, или Новая роль классного руководителя
Родители и дистанционное образование. Помочь? Договориться? Учиться вместе!


Налаживаем сотрудничество с родителями в условиях ДО


Ирина Писаренко

канд. пед. наук, доцент СПбГУ


Мы переживаем уникальную ситуацию, которая трансформирует не только систему обучения наших детей, но и систему отношений между педагогами, учениками и их родителями. 

Как это ни парадоксально может прозвучать, но именно родители сегодня – самая уязвимая часть образовательной системы, потому что им приходится вникать в ту сферу, где они не являются специалистами. 

Представьте себе ситуацию: вам дают в руки штурвал космического корабля и активно призывают «по-быстрому» его освоить. Да так, чтобы долететь до нужной планеты и не потерять членов экипажа. Представили? А вот теперь умножьте это беспокойство на количество ваших детей и попробуйте, как советуют психологи, «просто не паниковать». 

Скорее всего, в подобной ситуации вы будете беспомощно искать хоть какого-то «проводника», или «Того, Кто Знает». И таким проводником, конечно, должен быть учитель. Однако учителя тоже не особо готовили к психологической и методической помощи родителям, оказавшимся один на один с дистанционным обучением. Попробуем восполнить этот пробел и дать несколько концептуальных рекомендаций. 

Выделим 4 стратегические линии, которых желательно придерживаться во взаимодействии с родителями.

Базовая линия – Поддержка: информационная, психологическая, педагогическая и любая другая. В сложившихся обстоятельствах именно учитель обладает большей информированностью и компетентностью в вопросах организации и реализации дистанционного образования. Именно учитель становится главным посредником между родителем и ребёнком. Ваша задача – сделать свою работу так, чтобы отношения в семье не пострадали. Помните, что семейные конфликты из-за учёбы не добавляют ребёнку энтузиазма! 

Вторая линия – разумность требований к ученику при переводе его на самостоятельное обучение. Здесь выделим два аспекта – Посильность и Продуктивность. Согласитесь, глупо давать объёмные и непонятные задания, с которыми будет биться вся семья. Очень часто бывает, что мотивация ребёнка падает из-за того, что ваши требования непосильны и неконкретны, и он просто не понимает, как сделать всю эту домашнюю работу. Упростите её! Составьте чёткий план того, что и как он должен сделать. А главное – в какие сроки и с каким результатом. Помните, что этот результат должен быть легко измеряемым. Пример неправильного задания: «Написать сочинение на тему...» Пример правильного: «Написать сочинение на тему... объемом не менее... привести цитаты... сослаться на критику... Срок выполнения... и т.д.». У родителей должен быть чёткий алгоритм, где указано, по каким признакам они могут понять, что работа их ребёнка выполнена хорошо. Кстати, разным детям можно давать задания разной сложности. Тогда в заданиях вы указываете «обязательный» и «желательный» уровень. Пусть ребёнок выберет посильную задачу! 

Следующая линия взаимодействия с семьёй – выстраивание партнёрских отношений. Есть мудрая мысль: хочешь иметь друзей, начинай дружить первым! В данном случае именно вы можете вырастить для себя надёжного партнёра, если потрудитесь немного подготовить его к разделению нелегкой ноши дистанционного образования. И здесь работают те же, что и с детьми, законы педагогики успеха: создание общего информационно-ценностного поля, поддержка опыта (пусть и негативного), качественная обратная связь, безоценочность суждений. Родитель пока лишь учится быть помощником своему ребёнку, и то, насколько эта роль ему понравится, зависит только от вас! Поэтому сейчас у вас есть выбор – оттолкнуть этого потенциального помощника или, повысив его компетентность, поделиться с ним частью вашей нагрузки. Выбирайте!